Экскурсия в Щукинское училище со спектаклем "Чайка"

Москва, Фонтан Турандот

Приглашаем в знаменитую "Щуку" - театральный институт имени Бориса Щукина при театре имени Евгения Вахтангова. К столетнему вахтанговскому юбилею в учебном здании была проведена реставрация, в результате которой удалось сохранить удивительный дух места: экскурсия будет разворачиваться на историческом фоне создания вахтанговского детища. Поговорим мы и об авторе здания 1937 года постройки – Н.А.Круглове, чье имя долгое время находилось в забвении из-за последовавшего в этом же году его ареста. Многие постройки архитектора до сих пор значатся под другим авторством, в том числе построенные для вахтанговцев. Кроме подробного осмотра интерьеров здания училища, посмотрим фасады других зданий театра и концу встречи узнаем, сколько сцен на сегодняшний день находятся в распоряжении вахтанговцев.

В завершении вечера вас ждет спектакль "Чайка".
Пьеса, выдержавшая огромное количество постановок на протяжении 120 лет и не утратившая ни своей значимости, ни своей прелести, ни своей привлекательности для артистов и зрителей. "Чайку" интересно читать, интересно репетировать, играть и смотреть.

В чем секрет этой пьесы? Возможно, в той самой "многослойности" каждого персонажа, в том что все герои пьесы - живые люди: с прошлым, настоящим, мыслями о будущем, со своим характером, с неоднозначностью поступков...

Вот, например, Тригорин. "Есть Тригорин - погубитель Нины, послушный любовник властной эгоистичный Аркадиной, и есть Тригорин - известный писатель; "умный, простой, скромный, немножко меланхоличный и очень порядочный", - так пишет об этом персонаже известный писатель, театровед Борис Зингерман.
Как все это уместить в одной актёрской работе?...

Аркадина - блистательная актриса в жизни, в этом мы можем убедиться: "она может быть заботливой и нежной, как ангел, а может устроить безобразную сцену. Она знает, когда можно раскапризничаться, разгневаться и раскричаться, а когда следует подогреть, польстить, подсюсюкнуть. Она способна на благородный жест, на искренний душевный порыв и владеет искусством неискренних расчетливых маневров"...

А как сыграть Константина Треплева - ребенка своей матери - той самой "блистательной актрисы", юного писателя, уверенного в собственной исключительности, а в конце пьесы пришедшего к мысли о своей полной творческой несостоятельности, живущего на рубеже веков, когда искусство в целом оказалось в очень трудной ситуации... Треплев отвергнут возлюбленной, которая предпочла ему известного писателя, да еще и любовника матери.

Так можно размышлять обо всех персонажах пьесы без исключения.
Но как сыграть всю эту глубину..., и при этом не забыть, что сам Чехов назвал свою "Чайку" комедией... А еще помнить, что самое главное происходит за кулисами, что большой и громкой драмы на сцене нет, все пьют и едят, изрекают афоризмы и остроты, нюхают табак, пьют водку, играют в лото, а жизнь неумолима, и она проходит.

Как подступиться к такой глыбе?...

Ответ можем поискать у Станиславского. Он писал: "Чтобы играть Чехова, надо проникнуться ароматом его чувств и предчувствий, надо угадывать намёки его глубоких, но недосказанных мыслей"

Перед спектаклем будет перерыв, чтобы передохнуть и посетить театральный буфет.

Экскурсовод историк Юлия Пивоварова

Москва,
Фонтан Турандот
Купить